Михаил Коган
В том то и дело, вот мы говорим давайте создадим галахическое государство сейчас... Дело в том что мы забываем одну очень простую вещь, что государство, строение общества, какое было нам дано, имело четкое разделение власти. У нас была царская власть, которая была от одного колена по одной линии... У нас была власть священников, это Леви, Аарона и далее. И это было система пророчеств, до разрушения первого храма. То есть, все линии власти, при наличии храма, работали. Только поэтому, ведь сосредоточение религиозной жизни, было вокруг храма, Полностью, вся жизнь религиозная строилась вокруг храма, три праздника паломничества. То что допустим было вне храма, допустим кашрут, определенные праздники, приход, жертвоприношение, которые должны были приносится. То есть, не обязательно молитва, не было молитв обязательных потому что была служба в храме.
Поэтому наличие вот этих четырех линий власти, позволяла устную традицию, передачу устной традиции и позволяла жить по закону, потому что носителями закона был храм. Мудрецы, царская власть, определенным образом которая тоже отвечала за определенный сегмент власти. Поэтому, когда мы говорим о галахе, нужно понимать, что государство галахи может быть только в одном единственном случае, если все эти элементы власти будут присутствовать. То есть, если на сегодняшний день мы построим храм, у нас будет царь, ...можно жить по галахе. А вы предлагаете, понимайте... Почему это меня всегда возмущает, ...вот сейчас завтра, мы введем это государство, введем закон галахи. Во-первых, никто не знает о чем идет речь, о какой галахе идет речь. Возьмем просто, объявим по радио, все с завтрашнего дня, живем по некой галахе, и что такое не знаем.
Марк Котлярский
Но, как правильно сказал Давид, вообще-то об этом сказал не светский человек, об этом сказал религиозный человек, человек который сказал, я бы хотел жить по галахе.
Давид Эйдельман
Он не сказал, так, он сказал: я хочу жить по законам торы, как во времена Давида и Соломона.
Михаил Коган
О чем же он сказал ребята? Он сказал, что я хочу, чтобы был храм, чтобы была царская власть, ну как бы по линии Давида и колена Иуды. Чтобы были мудрецы, те самые 71 человек. Но об этом же мечтает любой религиозный человек.
Марк Котлярский
Допустим эти правила соблюдены, я буду адвокатом дьявола, и что? И тогда будем побивать женщину камнями?
Давид Эйдельман
Мы из консенсуса пришли, что возродить это сейчас невозможно.
Михаил Коган
Невозможно, в силу того нет этой разделения власти. Для галахи должны быть соблюдены условия, иначе невозможно просто взять и в этот старый сосуд, или в новый сосуд, залить другое вино. Не получится, галаха это элемент строения государства, которая состоит из храма, царской власти и сангедрина.
Давид Эйдельман
Смотрите, это не какая-то именно логическая норма времен…
Михаил Коган
Я тебе говорю галаха, как закон неоготической нормы, которые могут развиваться, они и сегодня развиваются, тоже галаха развивается.
Давид Эйдельман
Уже во времена второго храма условия были другие, царская власть была…
Михаил Коган
Приняв новые законы, она развивается, причем многие путают традицию и закон, все считают, про побивание камнями, вообще бред какой-то. Чтобы женщину побить камнями, нужно ее судит сначала, сангедрил приговорил ее к этому, а это очень сложно, очень сложно. Подожди если приговорить, любое преступление мы с вами, если говорим о сангедрине, если он раз в 70 лет приговаривал человека к смерти, он звался кровавым, и история об этом говорит. Очень сложно в еврейском законодательстве приговорить человека к смертной казни.
Давид Эйдельман
Но убийство без сангедрина были вполне возможны.
Михаил Коган
Это преступление.
Давид Эйдельман
Окей, теперь вторая вещь, мы исходим из того, что государство Галахи, невозможно… Есть люди, которые к нему призывают, есть люди, которые призывают с ним бороться. И мне кажется, что большинство людей, и с той и с другой стороны плохо понимают, о чем они говорят.
Михаил Коган
Не имеют понятия.
Давид Эйдельман
Абсолютно согласен. Но есть другая вещь, другая идея, допустим, Смотрича, вернуть, вернуться в эпоху Давида и Соломона. Она выглядит, ну как назад 3000 лет назад. Причем непонятно, что там имеется в виду, как имеется в виду. Что он хочет?
Михаил Коган
Смотри, мое мнение, я убежден в том, что высочайшая точка существования еврейского народа, это эпоха царя Соломона, выше никогда не было. Если мы когда-нибудь в эту точку придем, когда был абсолютный мир, когда было полное благополучие, когда держава была огромной, мощной, сильной, никогда не воевала ни с кем. И все нас очень и очень уважали, и если…
Давид Эйдельман
И если верить тем же тавридическим мудрецам, в эпоху царя Соломона, было сделано все, чтобы в дальнейшем было уничтожено еврейское государство.
Михаил Коган
Это не совсем так, но эта величайшая эпоха.
Давид Эйдельман
Это с точки зрения вот конкретно вас, религиозного человека, с точки зрения истории, у историков есть большие сомнения в том, что большое царство Соломона, которое от Средиземного моря до Персидского залива, вообще когда-либо существовало.
Михаил Коган
Вы сейчас на стороне так называемой Тель-авивской школы. Но есть и другое мнение.
Давид Эйдельман
Я говорю что… главная проблема заключается в том, что древних евреев окружали народы, которые оставили множество аутентичных свидетельство того времени.. А от евреев 10 века до нашей эры, не дошло ничего.
Михаил Коган
Нет, есть.
Давид Эйдельман
Что?
Михаил Коган
Тогда они нашли целую стелу, как раз 10 века. Там есть выражение, дом Давида. Что мы пошли войной на дом Давида, и там была такое, такое.
Давид Эйдельман
Все это, очень притянуто за уши. Вопрос этот царства Давида. Археологи вообще считают, что единственный источник, который говорит нам о существовании этого царства, это книги танаха, которые были написаны гораздо позже, потому что в эту эпоху еще не существовало языка, на котором могло бы быть написано, еще не существовало языка, на котором якобы написаны книги царя Соломона. То есть песня песней, то есть притчи царя Соломона еще не существовало.
Михаил Коган
А на каком тора была тогда написана?
Давид Эйдельман
Мы знаем это благодаря этим же археологическим находкам, более позднего времени, как в принципе развивался иврит.
Михаил Коган
Если мы перейдем к археологии, я вам скажу что в один… найден медальон в Иерусалиме 11 века, до нашей эры. 11 век до н.э и там Берката Коганим, на этом медальоне, это какой язык, это из какой книги? Вот. Значит эта книга, иврит в чистом виде, и там есть три благословения коганим, табличка 11 века. До нашей эры. Если мне не верите, приезжайте в Иерусалим, там есть музей замечательный, она выставлена.
...........
Марк Котлярский
Давайте так… то есть вы договорились в принципе и Давид, и Миша, собственно говорят о том, что скажем обсуждаемая тема, больше носит политический характер и поэтому политикам нужно быть осторожнее в ворожениях. Но политики не могут быть остановлены в выражениях, иначе они не были бы политики. В любом случая, я считаю, что у нас получилась дискуссия очень интересная, за что я благодарен нашим гостям, вот и Давиду, за то что он согласился принять участие, политолога литературоведа, и вообще очень интересного человеку, нестандартно мыслящему, спасибо тебе Давид, что ты пришел ко мне, поучаствовал в дискуссии. И раввину Михаилу Когану, который выставил, на мой взгляд, на весьма любопытную точку зрения. А главное, как ни странно, эти два человека, тем не менее, договорились. Итак, я еще раз благодарю вас дорогие друзья, и напоминаю, что вел программу, Марк Котлярский, всего доброго до следующих встреч в эфире.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.