Я не поддерживаю некоторые бойкоты, например, такие как БДС (всемирная кампания финансового и политического давления на Израиль в виде бойкота, дивестиций и санкций — прим. перев.). Но не следует забывать, что именно поправка Джексона-Вэника, в которой вопросы торговли непосредственно связаны с вопросом еврейской эмиграции, лишила Россию ее статуса страны, пользовавшейся режимом наибольшего благоприятствования, и стала ключевым фактором, приведшим к окончательному распаду Советского Союза. Представьте себе, чего может достичь сплоченная американская еврейская община, если мы лишим Путина долларовых потоков, поступающих благодаря нашим туристам, и при этом будем выступать за принятие законов о введении санкций против этой империи зла за ее посягательства на нашу демократию.
Когда Эли Визель (Elie Wiesel) занялся вопросом о положении евреев в СССР, в своей книге «Евреи молчания», вышедшей в 1965 году, он призвал евреев объединиться, чтобы противостоять авторитаризму и поддержать слабых, потому что когда мы это делаем, мир прислушивается. Когда Натана Щаранского в 1986 году освободили из ГУЛАГа (так в тексте — прим. перев.), в Воскресенье солидарности (ежегодный день протеста, который для евреев был чем-то вроде третьего из «Дней трепета») он собрал у небоскреба Уан Даг Хаммаршельд (Dag Hammarskjöld Plaza), расположенном у здания ООН, 300 тысяч человек. Как рассказывает в своей книге об истории еврейского движения в СССР «Когда за нами придут, нас здесь не будет» (When They Come for Us, We'll Be Gone) Гэл Бекерман (Gal Beckerman), Щаранский просил поддержать не только евреев, которых пока не выпускают, но и других правозащитников. «Как сионист и еврей, я поддерживаю всеобщую справедливость, призыв с Синая», — заявил он.
Сейчас, как и тогда, на карту поставлено очень многое. Москвичи выходят на улицы, чтобы защитить демократию в России. А в Израиле те русские евреи, которых американские евреи помогли освободить лет 40 назад, мгновенно выразили готовность спасти еврейское государство от превращения в нелиберальную теократию, которую Либерман называет «галахическим государством».
А мы в Америке готовы к действиям, которые могут стать либо последней битвой либеральной демократии, либо ее звездным часом. Если мы объединимся против путинизма, то сможем победить. Еврейская община, гордая и единая, может вновь возглавить борьбу за права человека и свободу. И мы опять сможем стать для русского тирана самым страшным кошмаром.
Куда ни посмотри — всюду время революций.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.