Но это - если очень сильно повезет. А если вместо докторов Чейна и Стокса придут другие люди и обстоятельства, которые будут угрожать демонтажем путинского режима при жизни его создателя? Очевидно же, что Путин и его подельники принципиально отличаются от советской бюрократии и от главарей ГКЧП тем, что у них не будут дрожать руки. Не менее очевидно, что для них расставание с властью - это синоним расставания со свободой, а возможно и с жизнью. А главным способом сохранения подобных режимов, помимо закручивания гаек, является война. Вероятность того, что в случае серьезной угрозы своему существованию путинский режим не ограничится очередной агрессией против стран бывшего СССР, а решит взорвать Ближний Восток и поставить под угрозу Израиль, существенно отличается от нулевой.
Поэтому, проводя разумную тактику умиротворения путинской России, для Израиля была бы не менее разумной выработка вместе со всем цивилизованным миром стратегии, способствующей максимально безболезненному демонтажу режима, который сегодня является для этого мира главной угрозой.
Что касается евреев внутри России, то тут на официальном уровне царит полная гармония и «дружба народов». Политики открытого государственного антисемитизма нет, если не считать таковым отдельные реплики персонажей, типа вице-спикера Госдумы Петра Толстого о «потомках тех, кто выскочил с наганом из черты оседлости». Но это проблема больше не политическая, а медицинская. Официальные еврейские организации, что светские, что религиозные, полностью поддерживают путинский режим. Российский еврейский конгресс (РЕК), который был в ельцинские времена ведущей еврейской организацией, после 2001 года сменил руководство на абсолютно лояльное новой власти. Два подряд президента РЕК стали политэмигрантами: сначала Владимир Гусинский, затем Леонид Невзлин. На смену Невзлину пришел Евгений Сатановский, который если и позволяет себе критику путинского режима, то только за то, что он недостаточно фашистский и кровожадный. Правда, потом на смену Сатановскому пришли не столь одиозные люди, но свою роль РЕК уже утратил.
При Путине РЕК уступил ведущие позиции на «рынке» еврейских организаций Федерации Еврейских Общин России (ФЕОР). «Главным евреем» России стал Берл Лазар, который выиграл «иудейскую войну» в России благодаря поддержке Путина и его администрации. Указом Путина Берл Лазару в 2000 году было дано российское гражданство, он был включен в совет при президенте по взаимодействию с религиозными организациями, а затем и в Общественную палату РФ, увешан орденами и прочими наградами. Предыдущий главный раввин России Адольф Шаевич был оттеснен на задний план по подозрению в связях с упомянутыми «неблагонадежными» лидерами РЕК Гусинским и Невзлиным.
Отношение главного раввина России Берл Лазара к Путину лучше всего процитировать по его интервью в журнале «Москва-Ерушалаим» № 4 за 2017 год, где он сначала говорит о том, что «Ельцин не понимал, что такое антисемитизм», а о ситуации в ельцинское время утверждал, что на выборах в 90-е «кто выступит против евреев, получит больше голосов».
Антисемитская нотка, действительно, присутствовала в риторике ЛДПР - бенефициара выборов 1993 года. Но электоральный успех партии Ж. был связан, естественно, не с этим, а с популистской игрой на недовольстве населения начавшимися реформами. Но главное в этом интервью Берл Лазара - не столь типичные для путинизма проклятия в адрес «лихих 90-х», сколько оценка роли Владимира Путина. Вот как главный раввин России описывает свою реакцию на приход к власти Путина:
«Ельцин выступает и говорит: «Я хочу передать власть, и исполняющим обязанности президента будет Путин». Для меня это был такой шок, я понял, что это не случайно. То, что произошло - это от Б-га».
Могу ошибаться, но даже у Гундяева и РПЦ в целом, вроде бы, нет признания божественного происхождения Путина…
Несколько иначе относятся к Путину и его власти российские евреи. В 2010 году я руководил проведением комплексного социологического исследования российского еврейства, в ходе которого методом «снежного кома» было опрошено свыше 2 тысяч российских евреев. В ходе опроса респондентам было предложено вспомнить, как они голосовали на выборах в Госдуму в 2007 году. Не буду приводить все таблицы, дам только сравнение гипотетического российского парламента, избранного только российскими евреями, с реальной Госдумой, избранной россиянами:
То есть «Яблоко» и СПС в гипотетическом российском парламенте, избранном российскими евреями, имели бы простое парламентское большинство в 229 голосов. Это не к тому, что евреи лучше или хуже всех остальных россиян. Просто долгая история народа и сформировавшаяся на ее основе историческая память приучили к скептическому отношению к любой диктатуре, к любви к свободе и высокой степени личной автономии. И в этом смысле и у Израиля, и у многих российских евреев - глубокий ценностный конфликт с теми основами, которые лежат в фундаменте путинизма.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.