В то время как традиционные религии рассматривали загробную жизнь как основной источник смысла жизни, в XVIII веке возникли такие течения, как либерализм, социализм и феминизм, люди потеряли всякий интерес к загробной жизни. Что происходит с коммунистом после смерти? Что происходит с капиталистом? Что происходит с феминисткой? Бессмысленно искать ответ в трудах Карла Маркса, Адама Смита или Симоны де Бовуар.
Единственная современная идеология, которая все еще придает смерти центральную роль, - это национализм. В поэтические и отчаянные моменты национализм обещает, что тот, кто умрет за нацию, навсегда останется в ее коллективной памяти. И все же это обещание настолько расплывчато, что даже большинство националистов не знают, что с этим делать. Как на самом деле ты останешься “жить” в памяти? Если вы мертвы, как вы узнаете, помнят ли вас люди или нет?
Вуди Аллена однажды спросили, надеется ли он вечно жить в памяти киноманов. Аллен ответил: "Я бы предпочел жить в моей квартире". Даже многие традиционные религии сменили фокус. Вместо того, чтобы обещать небеса в загробной жизни, они стали уделять гораздо больше внимания тому, что они могут сделать для вас в этой жизни.
Единственная современная идеология, которая все еще отдает смерти центральную роль, - это национализм.
Изменит ли нынешняя пандемия отношение людей к смерти? Возможно нет. Как раз наоборот. COVID-19, вероятно, заставит нас удвоить наши усилия по защите человеческих жизней.
Поскольку доминирующая культурная реакция на COVID-19 - не смирение, а смесь возмущения и надежды.
Когда в досовременном обществе, таком как средневековая Европа, разразилась эпидемия, люди, конечно, опасались за свою жизнь и были опустошены смертью близких, но главной культурной реакцией была смиренность. Психологи могут назвать это "выученной беспомощностью". Люди говорили себе, что это воля Бога - или, возможно, божественное возмездие за грехи человечества.
"Бог знает лучше. Мы злые люди, заслуживаем этого. И вы увидите, в конце все получится лучше. Не волнуйтесь, хорошие люди получат награду на небесах. И не тратьте время на поиски лекарства. Эта болезнь была послана Богом, чтобы наказать нас. Те, кто думают, что люди могут преодолеть эту эпидемию с помощью собственной изобретательности, просто добавляют грех тщеславия к своим другим преступлениям. Кто мы, чтобы сорвать планы Бога?"
Отношение к этому сегодня является абсолютно противоположным. Всякий раз, когда какое-то стихийное бедствие убивает многих людей - авария на поезде, высотный пожар, даже ураган - мы склонны рассматривать его как предотвращаемую человеческую ошибку, а не как божественное наказание или неизбежное стихийное бедствие. Если бы железнодорожная компания не скупилась на бюджет безопасности, если бы муниципалитет принял более строгие правила пожарной безопасности, и если бы правительство направило помощь быстрее - эти люди могли бы быть спасены.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.