Кроме того, главное официальное лицо Израиля хранит выразительное молчание, ограничиваясь общими банальностями о том, насколько отвратительны нарушения прав человека. Нетаньяху нужны хорошие отношения с Путиным, чтобы не было никаких столкновений с русскими в небе над Сирией. Российские войска не вмешивались, когда израильские самолеты неоднократно атаковали иранские базы в Сирии и шедшие в Ливан грузовики «Хезболлы» с оружием.
Существует также негласное единодушие о преимуществах антилиберализма. Путин налаживает связи с крайне правыми в Европе, а главный раввин Лазар заявил изданию «Москоу Таймс» (The Moscow Times): «То, что мы наблюдаем в Европе и США, является следствием либерализма. Там нет ценностей, нет морали».
Однако некоторым российским евреям не по душе такие настроения. В сентябре 2013 года Навальный баллотировался в мэры Москвы и набрал более четверти голосов. Стратегию его предвыборной кампании с использованием социальных сетей разработали московские евреи Максим Кац и Леонид Волков. Кац много лет прожил в Израиле, но вернулся, а на жизнь зарабатывал в Москве частными уроками иврита.
Вопрос о том, надо ли держаться в стороне, похож на аналогичные споры полувековой давности среди отказников, которые хотели уехать в Израиль. Кое-кто из них поддерживал тесные личные связи с правозащитниками, такими как лауреат Нобелевской премии мира Андрей Сахаров. Поскольку Сахаров говорил только по-русски, Натан Щаранский был его переводчиком на встречах с англоязычной западной аудиторией. Кое-кто говорил, что Кремль, глядя на эти контакты, будет обвинять отказников в антисоветчине и стремлении свергнуть режим, а не в невинном желании воссоединиться с родственниками в Израиле. Солидарность с такими «борцами», как Щаранский, утверждали эти люди, поставит под угрозу всю эмиграцию.
Сахаров часто бывал на судебных процессах над советскими евреями и всегда поддерживал их право эмигрировать в Израиль. Когда в сентябре 1973 года угроза ареста нависла над самим Сахаровым, 35 ведущих еврейских активистов подписали в Москве письмо солидарности с ученым. Оно начиналось так:
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.