В начале "Выкорчеванных" перед нами мелькают экзотические группы евреев: многие босиком, в традиционных просторных одеждах и головных уборах; они словно бы соткались из мглы былого и беспорядочно пересекали границы Сиона с 80-х годов XIX века: именно тогда туда пришли пешком через пустыню первые мигранты-йемениты. Исход мизрахим длился больше века, вплоть до 80-х и 90-х годов ХХ века, пока в Израиль по двум дерзко организованным "воздушным мостам" не прибыли "эфиопские евреи".
Сама диаспора мизрахим возникла за тысячи лет до этого, вследствие победы Вавилона над Иудейским царством в 586 году до н. э., когда пленных иерусалимцев угнали в Месопотамию. Очевидно, новое место обитания оказалось не таким уж негостеприимным. Ведь, когда спустя полвека персидский царь Кир разгромил Вавилон и разрешил евреям вернуться домой и восстановить свой Храм, многие предпочли остаться в новых домах на плодородных землях между реками Тигр и Евфрат. Собственно, осталось столько народу, что к III веку н. э. Вавилон стал эпицентром еврейской мысли и обрядовости. Мало того, что сегодня самые разные евреи считают Вавилонский Талмуд (написанный между III и VI веками н. э.) основополагающим трудом, но на территории современных Сирии, Ирака и Ирана находятся, согласно традиции, захоронения, как минимум, семнадцати библейских персонажей.
Даже в начале ХХ века социально-культурная значимость евреев в арабских и мусульманских землях бросалась в глаза. Евреи были популярными певцами, актерами и спортсменами; первый роман, опубликованный в Ираке, написал еврей; первый национальный театр в Египте в 1870 году основал еврей; первую в истории Египта оперу в 1919 году написал еврей, евреи создали киноиндустрии в Египте и Тунисе и занимали в них доминирующие позиции; первый министр финансов Ирака, сэр Сассун Хескель, был евреем. Не далее чем в 1939 году багдадские евреи составляли ровно треть населения города: то есть пропорционально их было больше, чем тогда в Варшаве (29%) или в Нью-Йорке (27%).
К 2015 году в Ираке — во всей стране! — осталось лишь пять евреев. Остальных, как и почти всех евреев региона, изгнали. В каждой стране подробности разнились, но повсюду происходила, в общем, одна и та же история. Ее корни, пишет Джулиус, обнажает план, составленный Лигой арабских государств на заседаниях в Сирии и Ливане перед голосованием в ООН в 1947 году, где ставился вопрос о разделе Палестины на два государства. Как считает Джулиус, план Лиги предполагал создать движение с целью "ограбить евреев, пригрозить им тюремным заключением и изгнать их, вначале лишив имущества". Накануне голосования в ООН постпред Египта сурово предостерег эту международную организацию: если за этот шаг проголосует большинство, утверждал он, "предложенное решение может подвергнуть опасности миллион евреев, живущих в мусульманских странах".
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.