Редко, конечно, эти отношения были таким безоблачным симбиозом, как в фильме "Два бойца", где Бернес спел не русскую, не еврейскую, а одесскую песню "Шаланды, полные кефали", которая легла прямо в самую сердцевину советской русско-еврейской культуры и души. Нормой была конкуренция, со всеми полагающимися взаимными обидами, а поскольку конкуренция-то проходила не по краю, а по самому центру советской жизни, госантисемитизм стал главным, единственно живым идеологическим содержанием внутренней политики СССР. Но это не разрывало единый русско-еврейский сплав надвое, а, напротив, только сильнее сдавливало эти половинки, вгоняло их друг в друга — и подталкивало ассимиляцию и раздувало еврейский вопрос как центральный культурно-психологический вопрос советского общества. Самое смешное, что это русско-еврейское общество, поглощенное своими "интимно-семейными" проблемами, очень слабо реагировало на все, лежащее за пределами русско-еврейского спора, — и прохлопало у себя под носом гораздо более объективно важные, опасные и массовые проблемы окраинного национализма и сепаратизма, которые "внезапно" взорвались лишь в 1989-1991-м и разнесли СССР. Это еще раз доказывает, что вопросы "союзных республик" для московско-советского сознания были внешними, а еврейский вопрос был глубоко внутренним, как гвоздь, торчавшим в сознании русско-еврейской советской элиты.
Насколько русско-еврейский вопрос был для советского общества вопросом внутренним, ярко видно на живых примерах. Самый народный певец России — Высоцкий. Самый популярный христианский теолог в СССР — Мень. Создатель русского советского кино — Эйзенштейн. Все эти совершенно русские люди, все эти "струны русской души" были людьми с той или иной еврейской "примесью" — как Пушкин был с "примесью" эфиопской. Но в Пушкине эфиопская культура и ментальность не чувствуются, а в названных персонажах еврейский "обертон" каким-то образом звучит. И "еврейскую составляющую" из их творчества вырезать так же невозможно, как из их генов. И в целом — не вынешь из гарнитура "12 стульев советской культуры" "чисто-еврейский стул" — нет его! А из каждого стула не выковырять "еврейскую пружину", сколь мелко ни руби. ИльфПетров — даже не русско-еврейская сложная молекула, а русскоеврейский неделимый и внутренне противоречивый атом. Вот из таких атомов и была построена советская культура, советская наука, советская цивилизация, советский менталитет.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.