«Спасибо за ваше большое сердце, за ваше понимание действительности, за вашу честность. Можно ли благодарить за честность? Да, ибо в мире, в котором мы живем, честность требует большого мужество, которое дано не всем».
В этом случае, как и во многих других, традиционное еврейское универсальное печалование за гонимых оказалось важнее еврейских национальных интересов. К «письму тридцати пяти» неодобрительно отнеслись те, кто считал, что из-за него отказники окажутся в опасности. Со временем его опубликовали в Лондоне другие люди, считавшие долгом евреев не только подписать это письмо, но и обнародовать его.
Ведущие отказники, например, Натан Щаранский, Владимир Слепак и Виталий Рубин, продолжали протестовать, когда арестовывали и судили правозащитников, таких как Юрий Орлов. Щаранский девять лет провел в колонии строгого режима. Вскоре после освобождения и отъезда в Израиль Щаранский на вопрос о своем подходе ответил так:
«Я всегда считал, что нравственная тактика — лучшая тактика. Кто-то из желающих смягчить КГБ может чего-то добиться лично, но мы как движение (отказников) определенно проиграем».
Конечно, можно говорить о том, что, хотя Путин и бывший полковник КГБ, он отказался от антиеврейского и антисионистского прошлого (которого у Путина никогда и не было — прим. ред.). Тем не менее, дилемма сохраняется, и ее символом сегодня стала судьба Алексея Навального.
Такие закономерности в поведении на протяжении веков повторяются в самых разных странах. В определенном смысле эта дилемма имеет отношение к тому, как мы понимаем свою принадлежность к еврейству и подкрепляющие ее еврейские учения.
На въезде в Иерусалим по дороге из Тель-Авива находятся Сады Сахарова, напоминающие всем проезжающим мимо, за что боролся Андрей Сахаров и что он сделал для советских евреев. Они как бы задают вопрос едущим по этой дороге евреям: согласны ли вы быть безучастными наблюдателями в мрачные времена?
Колин Шиндлер (Colin Shindler)
Фото - Кадр youtube
Подпишитесь на наш телеграм-канал
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.