К 1972 году 90% евреев, живших в арабском мире, бежали. Состоятельные люди с хорошими связями — их набралось около 200 тыс. — обычно направлялись на Запад, в Европу и США, оставшиеся 660 тыс. уехали в Израиль. (В Иране, не являющемся арабской страной, хронология несколько иная: около трети евреев уехали в 1948-1953 годах, а остальные покидали страну после Исламской революции 1979 года и до настоящего времени.)
Евреям недвусмысленно указывали на дверь как неистовые погромы, так и продолжавшиеся козни правительств, в том числе, как пишет Джулиус, секретные рекомендации ЛАГ с 1950-1955 годов, "призванные надавить на евреев, остававшихся в арабских странах, и вынудить их покинуть свои дома, "но так, чтобы не создавать впечатления, что их изгоняют"". Евреев Йемена и Ирака, чье положение становилось все тяжелее, в конце концов выкупил Израиль, а Всемирный еврейский конгресс в начале 1960-х выплатил Марокко по 250 долларов с носа за разрешение на выезд тамошних евреев.
Одна из главных целей Джулиус в "Выкорчеванных" — разоблачить лживое утверждение, что, пока не народился современный сионизм, отравляющий атмосферу, евреи под властью мусульман наслаждались долгим "золотым веком" толерантности и межрелигиозного взаимопонимания. Переняв мнение Бернарда Льюиса, что эта концепция мусульманской толерантности представляет собой — такой вывод делает Джулиус — "один из грандиозных исторических мифов, распространявшихся интеллектуалами XIX века", Джулиус перечисляет многочисленные массовые убийства евреев на протяжении всей мусульманской и арабской истории, и утверждает, что "в течение четырнадцати столетий жизнь беззащитного меньшинства была полна превратностей и небезопасна". В качестве наглядного примера она ведет нас в "еврейский квартал", чтобы показать, каково жилось зимми — людям с низким статусом, к которому отнесли монотеистов-немусульман по Договору Умара (по разным версиям, то ли VII, то ли IX века). Те, кто подчинился завоевателям-мусульманам и отказался от права носить оружие, получали гарантии безопасности, что спасало их от смерти, порабощения, требований заплатить выкуп или изгнания. Но, чтобы иметь статус зимми, надлежало платить грабительский налог и покорно вести жизнь гражданина второго сорта, полную глумления и унижений, причем "на самом деле никто не мог считать себя в безопасности". Зимми полагалось носить особую одежду и отличительные знаки, на улицах уступать дорогу мусульманам и безропотно сносить любые оскорбления и нападения, которым их подвергнут. Им запрещали строить жилые дома и культовые сооружения выше зданий, принадлежавших мусульманам, а также не дозволяли ездить верхом, жениться на мусульманках и давать показания против мусульман в суде. И на евреев, и на христиан постоянно давили, склоняя их перейти в ислам и тем спастись от обременительных налогов.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.