Он проник в ряды представителей правых и левых политических сил Европы и США. Никакого политического противоядия от антисемитизма нет, но почти что самым эффективным средством является либерализм. Даже в XVIII веке всепроникающий антисемитизм обычно сдерживали идеалы эпохи Просвещения. Государства, управляемые националистическими режимами, исповедующими идеологию «крови и почвы», обязанные защищать определенную этническую и национальную культуру, не интересуют права личности в государстве. Когда правительство стремится защитить историческую культуру страны, чтобы ее не загрязняли «другие», традиционно слово «другие» всегда подразумевало евреев. Необязательно, чтобы между национализмом и антисемитизмом существовала взаимосвязь, но историческая корреляция, безусловно, существует, особенно в Европе. Израиль существует сегодня в немалой степени благодаря тому, как смешались немецкий национализм и антисемитизм, и не только в сознании Гитлера. Израильский политолог Хазони является, наверное, единственным человеком в мире, который считает, что международная система, полностью основанная на национализме, внушит «отвращение к завоеванию других стран» и откроет «путь терпимому отношению к иному образу жизни во всем его разнообразии».
Сближение Израиля с европейским правым национализмом пока предусматривает необходимость закрывать глаза на принятый в Польше закон, согласно которому заявления о пособничестве поляков в уничтожении евреев во время Второй мировой войны считаются преступлением. «Яд вашем» (Yad Vashem, израильский национальный мемориал и исследовательский центр Холокоста — прим. редакции ИноСМИ) осудил совместную декларацию о Холокосте, подписанную Польшей и Израилем в прошлом году, заявив, что в ней много «серьезных ошибок и лжи». Сближение Израиля с европейским правым национализмом предусматривало и необходимость закрывать глаза на историю венгерского национализма на фоне заявлений Орбана о своей любви к Израилю. Когда Орбан со своей партией начали кампанию против еврейского филантропа венгерского происхождения Джорджа Сороса (George Soros), пронизанную антисемитским содержанием, а израильский посол в Будапеште подал протест, израильское министерство иностранных дел отменило его протест и объявило, что критика в адрес Сороса обоснована и противозаконной не является. (Возможно, не в последнюю очередь потому, что Сорос финансирует деятельность в Израиле, которая рассматривается как враждебная правительству Нетаньяху). Многие лидеры венгерской еврейской общины «чувствуют себя покинутыми Израилем». Как отмечает Орен, у израильтян может возникнуть соблазн не обращать внимания на сомнительное прошлое организаций, которые сегодня утверждают, что любят Израиль, но «нам следует быть очень осторожными в отношении того, как мы готовы обменять наше наследие на возможные сегодняшние или будущие выгоды».
Усложнились и отношения Израиля с американскими евреями. Безусловно, самый большой сегмент еврейской диаспоры, американские евреи, также был самым либеральным во всех смыслах этого слова. Это соответствует их пониманию того, что именно благодаря либеральному характеру американского общества — с защитой отдельных лиц и меньшинств, перечисленных в Билле о правах и в целом защищаемых судами, — США превратились в убежище для евреев и других групп меньшинств. Как известно, американские евреи в подавляющем большинстве своем являются еще и демократами и, следовательно, были недовольны и тесными связями Израиля с президентами-республиканцами. И исторически Израилю практически ничего не оставалось, кроме как игнорировать этот факт. Никто не мог обвинить Израиль в попытке быть ближе к американскому президенту, который предложил Израилю столько, сколько Трамп. И все же Израиль вновь вышел за рамки прагматизма. Приход Трампа к власти сопровождала растущая в США волна белого национализма, и это означало, помимо прочего, увеличение числа случаев проявления антисемитизма — в том числе (в некоторых случаях) ярого антисемитизма с применением насилия. Двусмысленная реакция Трампа на яростное столкновение в Шарлотсвилле (во время которого участники марша «Объединенных правых» скандировали «Евреи нас не вытеснят!») показала, что Трамп, по меньшей мере, не хотел отрекаться от антисемитов среди своих сторонников. Когда в прошлом году после стрельбы в синагоге Питтсбурга израильские чиновники поддержали Трампа, потому что, как объяснил один чиновник, «этот человек — большой друг Израиля», многие американские евреи стали задаваться вопросом о том, волнуют ли их проблемы израильское правительство.
Ответ: не особенно. В последние годы правительство Нетаньяху все чаще обращается к другим союзникам в США, главным образом, к евангельскому христианскому движению. В этом есть и прагматическая сторона — евангельских христиан во много раз больше, чем евреев. Но разница в том, что, в отличие от американских евреев, евангелисты не критикуют Израиль. Их не волнует, насколько демократичен или либерален Израиль. Они не судят Израиль по либеральным стандартам. Они поддерживают Израиль, потому что он борется с мусульманами, потому что он противостоит либералам и потому что он играет решающую роль в библейских пророчествах о наступлении конца света. Но пока неясно, может ли Израиль рассчитывать на поддержку евангелистов в течение длительного времени. Бен-Гурион однажды заявил что «единственным абсолютно надежным союзником Израиля является мировое еврейство». Он был бы удивлен, узнав, что его преемники решили, что самыми надежными союзниками Израиля являются евангельские христиане.
США, приверженные защите либерализма, в целом будут терпимы к курсу Израиля так же, как и к курсу других демократических союзников. США поддерживали тесные связи с Францией даже после того, как та вышла из военной структуры НАТО. Они терпимо относились к «восточной политике» Западной Германии и к другим проявлениям европейского нейтралитета во время холодной войны. Они терпимо относятся к тому, что Израиль идет своим путем в отношениях с Россией. США никогда не поддерживали Израиль прежде всего из-за того, что Израиль мог сделать для США. Они поддерживали его, потому что, в конечном счете, американцы, а не только американские евреи, не хотели жить в таком мире, в котором жертвы геноцида не имеют убежища. И в котором такую либеральную демократическую страну, как Израиль, могут уничтожить. Точно так же, как они не хотели жить в мире, где можно уничтожить Великобританию или Францию.
Для Израиля желание, чтобы США были другими, безрассудно и, наверное, даже опасно. Американцы сегодня занимаются самоанализом, чтобы снова понять, кто они как народ и какова их роль в мире. Но поскольку израильтяне делают ставку на национализм и нелиберализм, американцам становится все труднее быть самим собой. Израиль может в какой-то мере успешно избежать критики, объединившись с теми, кто не будет оценивать его по либеральным стандартам. Но если США зайдут слишком далеко по пути, который некоторые израильтяне сейчас предпочитают, Израиль может в конечном итоге пострадать от чего-то такого, что будет похуже, чем критика.
В сегодняшнем подходе Израиля к миру присутствует определенный недальновидный эгоизм. За свое рождение при либеральном мировом порядке Израиль заплатил тем, что должен был терпеть либеральную критику, и его должны были оценивать в соответствии с либеральными стандартами. Наверное, это трудно и с точки зрения израильтян даже несправедливо, но израильские лидеры несли это бремя 70 лет, потому что знали, что у Израиля нет выбора, что Израиль может существовать только в условиях либерального мирового порядка. То, что многие израильтяне сейчас считают, что у них есть выбор, является отражением нашего времени, но это опасная иллюзия.
Роберт Каган (Robert Kagan)/The Washington Post, США
Фото - Кадр youtube
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.