Скорректировать картину
Стремительная "израилизация" иммигрантов сопровождалась нарастанием ощущения, что в действительности именно их светская, приверженная европейской культуре общественная группа ближе к идеалам сионистского движения, чем значительная часть населения Израиля. Следовательно, ее задачей должна стать защита этих ценностей. Депутат Кнессета Юрий Штерн заявил в 1996 году: "Мы, русские евреи, создали государство Израиль, а сейчас вернулись его исправить".
Люди, приехавшие из страны спутников и лучшего в мире балета, страны, которая никогда не отступает и "граничит, с кем хочет", не могли оставить свое новое государство в руках восточных сефардов, не знающих Достоевского, фанатичных в их представлении ультраортодоксов или даже старых ашкеназов, которые, конечно, построили государство, но со временем превратились в либеральных слабаков.
Срочной корректировки с точки зрения новых русскоязычных жителей требовала также израильская культура памяти. Центральное место в ней Холокоста не оспаривалось, но неосведомленность израильского общества о роли Красной армии в победе над Третьим рейхом и о сотнях тысячах ее бойцов-евреев вызывала возмущение. Среди иммигрантов было несколько тысяч советских ветеранов, но новое государство никаким образом их не отметило и не оказало им поддержки.
Оказался ли этот проект переустройства страны успешным? В целом, конечно, нет. Современный Израиль в культурном плане становится все более ближневосточным, религия играет там все более заметную роль, политическое представительство русскоязычного электората непропорционально мало, а ключевые проблемы этой группы (как с упоминавшимися браками) остаются нерешенным.
С другой стороны, русский язык стал постепенно одним из рабочих языков Израиля наравне с английским и арабским, Новый год с новогодней елкой вошел в список местных традиций, 9 мая (в России — День Победы) объявили официальным государственным праздником, в каждом израильском правительстве есть по меньшей мере один русскоязычный министр (сейчас их трое), а голоса "русских" избирателей неоднократно оказывались решающими при выборе политической судьбы страны.
Так что же: стакан наполовину полон или наполовину пуст? Сложно сказать. Иммигранты из бывшего СССР, несомненно, стали неотъемлемым элементом действительности нового государства. Они присутствуют, в частности, в политике, бизнесе, сфере культуры, спорте, здравоохранении, принимают активное участие в израильской революции в области современных технологий. Даже если эти успехи сопровождаются жалобами на то, что "наших" все еще мало в органах государственной администрации, армии, вузах, СМИ и в рядах юридических элит, ясно одно: Израиль стал для бывших советских граждан домом.
Марек Матусяк (Marek Matusiak),
https://www.youtube.com/channel/UCILbD1LVRRb017YslrXKB2g
Подпишитесь на наш телеграмм-канал -
Фото - ITON.TV
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.