Как хорошо известно, эти усилия повлекли за собой унижения и лишения особого рода. В классическом израильском фильме "Салах Шабати" (1964) сатирически, одновременно гомерически-смешно и печально, изображалась аскетичная новая жизнь, которая, как обнаружили мизрахим, ожидала их на новой старой родине. Сначала им пришлось свыкаться с полным уничтожением своего образа жизни, а теперь их возмущали палаточные лагеря и наскоро сколоченные хибары, где им пришлось жить слишком долго. Разумеется, имела место и дискриминация со стороны израильских ашкеназим, смотревших свысока на их "примитивные" обычаи.
В конечном счете переселение увенчалось успехом — или, по крайней мере, эта история завершилась более или менее счастливо. Израиль сделал то, ради чего был создан: стал убежищем для евреев, оказавшихся в опасности. Мизрахим, накануне Холокоста составлявшие лишь десятую часть евреев мира, сегодня составляют более половины еврейского населения Израиля, а доля смешанных браков между ашкеназим и мизрахим близится к 25%. Мизрахим существенно изменили страну, повлияв на политику, музыку, кухню и религиозные обряды.
Что касается реституции, тут ситуация менее благостная и никак не поддается урегулированию. Как возместить евреям утраченное имущество? С 1969 по 2009 год Министерство юстиции Израиля собрало 14 тыс. заявлений иммигрантов-мизрахим об их правах на недвижимость, но из-за отказа правительств арабских стран и Ирана предоставить реестры недвижимости или другую необходимую документацию дело застопорилось. Закрытость официальных архивов мешает получить доступ и к политическим решениям ЛАГ в 40-50-х годах ХХ века, направленным на лишение еврейского населения гражданских прав. Одно время Израиль обдумывал идею взаимозачета утраченного имущества мизрахим и ущерба, понесенного, по их заявлениям, палестинцами, но этому энергично воспротивились мизрахим, обосновавшиеся за пределами Израиля: они вопрошали, почему их иски о возврате конфискованной недвижимости должны использоваться для урегулирования спора Израиля с палестинцами.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.