В 2008 году конгресс США принял резолюцию, поручающую правительству включать во все официальные американские документы касательно палестинских беженцев "равно недвусмысленное" упоминание о еврейских беженцах. В 2014 году его примеру последовала Канада, заявив: то, что пережили еврейские беженцы, должно "быть учтено и стать частью любого справедливого и всеобъемлющего мирного договора". В Соглашениях в Осло заявлено: что касается беженцев с обеих сторон, вопрос об их статуте должен быть "решен окончательно" . Как мы уже видели, в плане Трампа формулировки похожие, но гораздо более конкретные.
В 2012 году Дани Аялон, заместитель министра иностранных дел Израиля (его отец родился в Алжире), председательствовал на международной конференции в Иерусалиме под названием "Справедливость для еврейских беженцев из арабских стран". В следующем году Рон Просор, в то время полпред Израиля в ООН, представил в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке фильм, в котором рассказывались истории евреев, изгнанных из своих домов в арабских странах. "С 1947 года было принято 687 резолюций (ООН), касающихся израильско-палестинского конфликта, — сказал он слушателям, — и все же на сегодняшний день ни в одной резолюции не сказано ни слова о еврейских беженцах" — хотя Верховный комиссар ООН по делам беженцев признал, что евреи, бежавшие из Египта и Ливии, подпадают под принятое организацией понятие "беженец".
Тем временем какие бы шаги к признанию этой проблемы ни предпринимались, многие — если не почти все — страны арабского мира, выдворив своих евреев, теперь стремятся изгладить все следы их былого, такого яркого присутствия. (Марокко — исключение.) Джулиус упоминает об одном памятнике с особенно тяжелой историей — гробнице Йехезкеля в Кифле на юге Ирака. В 598 году до н. э. этого библейского пророка и священнослужителя увели вместе с царем Йеояхином в Вавилон, где он провел всю оставшуюся жизнь и был погребен. В 1170 году путешественник Биньямин из Туделы побывал в Кифле и сообщил, что нашел там синагогу времен Первого и Второго храмов. В XIX веке 5 тыс. евреев ежегодно посещали гробницу на праздник Шавуот. В 1910 году багдадский библиофил Давид Соломон Сасcун написал об этом месте: "Чудесное здание над могилой — чрезвычайно древнее, сложено из очень больших камней, и, как говорят, это дело рук царя Йеояхина. Над дверным проемом была табличка с датой 1809/10, на ней написано: "Это гробница нашего господина, пророка Йехезкеля, сына коэна Бузи: да оградят его достоинства и нас, и весь Израиль, подобно щиту"".
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.