«Когда протестует все общество, молчание Церкви становится оглушительным». Священники Русской православной церкви выступили в защиту арестованных и осужденных по «московскому делу». Открытое письмо опубликовано на сайте «Православие и мир». Одним из подписавших письмо был протоиерей Владимир Зелинский, настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» (Брешия, Италия). В интервью Русской службе RFI он объяснил, что считает обязанностью Церкви выступать против несправедливости и видит в этом не столько политический поступок, сколько христианский.
Протоиерей Владимир Зелинский о письме в защиту заключенных по «московскому делу»
Протоиерей Владимир Зелинский: Я только что перешел в Русскую Православную Церковь и хочу быть ее клириком на полных правах. И я подписал это письмо по той причине, что та несправедливость, против которой мы протестуем, она перешла всякие пределы разумного. Она уже не имеет никаких оправданий. И когда протестует все общество, то молчание Церкви становится, как говорится, оглушительным. Церковь не может молчать. Ну, не Церковь как таковая, но какие-то отдельные ее представители. И поэтому участие священников в этом деле, конечно, очень важно еще и по той причине, что они являются попечителями своей паствы. Это согласуется с евангельскими и библейскими принципами абсолютно: защищать невинно осужденных и обиженных.
RFI: В РПЦ уже прокомментировали это письмо, заместитель председателя Синодального отдела Вахтанг Кипшидзе считает, что подписавшие письмо клирики избрали неверный для священнослужителя путь действий. Что вы можете ему сказать?
Я не буду его критиковать, но я хочу сказать, что он указал на то, что верный путь — это обратиться по своим каналам в Следственный комитет, или я уже не помню, куда именно… Хорошо, это другой путь. И желательно было бы знать, действительно ли кто-то обратился таким официальным способом и попросил о защите. Он об этом не пишет. Он пишет, что так можно сделать, но не говорит о том, что так сделано. Поэтому вся эта история вызывает такой протест, который затрагивает все общество. И речь больше идет не о какой-то перемене политической системы, а речь идет о конкретной несправедливости, которую мы все призваны оспаривать.
При этом мы встречаем часто примеры, когда РПЦ и, в первую очередь, патриарх Кирилл высказываются по политическим вопросам. Об участии в митингах, об участии в выборах. Как к этому относиться?
Всякое такого рода заявление, естественно, является политическим. Если мы будем на улице говорить, что все люди должны следовать заповедям Христа, то это будет политическое заявление. Спрятаться в какую-то раковину, отгородиться от политики невозможно. Поэтому я не боюсь этого слова, что это действительно политический акт, но это политический акт, который целиком согласуется с Евангелием.
Но все-таки в последние годы таких громких несправедливых процессов было немало. Почему раньше не было таких высказываний со стороны священников, или, может быть, вы можете вспомнить другие подобные примеры в недавней истории?
Я, во-первых, не был еще священником Московской Патриархии, а во-вторых, конечно, люди Церкви медленно просыпаются. Просто сейчас несправедливость дошла уже до горла, поэтому возникло это письмо. Что сказать по этому поводу? О Церкви я не могу сказать, но какая-то ее часть просыпается. Она просыпается именно с памятью о словах Христа, которые я могу прицитировать: «Господь послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». Так что это не политическая акция, а вполне христианская акция, которая согласуется с учением Христа.
***
В письме священники попросили о пересмотре приговоров осужденных активистов. Изначально письмо подписали 39 священников, позже число подписей возросло до 102. «Исполняя пастырский долг печалования о заключенных, мы, священники Русской Православной Церкви, каждый от своего имени, считаем своим долгом выразить убеждение в необходимости пересмотра судебных решений в виде тюремных сроков, присужденных ряду фигурантов „московского дела“», — говорится в заявлении.
Вслед за священниками прекратить «московское дело» потребовали учителя российских школ и высших учебных заведений. Они написали открытое письмо генеральному прокурору Юрию Чайке, в котором подчеркивается, что большинство арестованных — молодые люди, по возрасту — вчерашние ученики. По мнению авторов письма, они были «избиты, осуждены и приговорены к лишению свободы или крупным денежным штрафам за гарантированные Конституцией права свободно высказывать свое мнение и собираться для его выражения».
После акции протеста в Москве 27 июля Следственный комитет возбудил уголовное дело о так называемых «массовых беспорядках». Шестеро фигурантов этого дела уже приговорены к нескольким годам тюремного заключения, еще семеро человек ждут решения суда, из них — четверо находятся под стражей, двое — под домашним арестом и один под подпиской о невыезде.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.