«Эта община возрождается из пепла» – завил раввин Симха Вайс из Главного раввината Израиля. Днем 22 сентября на берегу реки Дунай прошла горько – сладкая церемония. Еврейская община в Будапеште отпраздновала открытие двух новых синагог и внесение двух новых свитков Торы в память о 600 000 венгерских евреев, убитых во время Холокоста.
В период с декабря 1944 года по январь 1945 года нацисты убили десятки тысяч венгерских евреев на реке Дунай, которая протекает через Будапешт. Первая синагога была открыта в Будапеште, а вторая – в Сентендре, небольшом городке недалеко от столицы. Ссылаясь на Тору, Вайс подчеркнул, что «вы можете убить нас, но наши идеи будут жить дальше». «Никто не мог уничтожить их нешамы (души)», – заявил Вайс о евреях, убитых на Дунае. «В Торе 600 000 знаков … убитые на Дунае замкнули круг». Вайс ясно дал понять, что каждая буква во вносимых свитках Торы символизирует одного из 600 000 убитых, и что действительно важно, чтобы церемония проходила в том месте, «где упокоились их нешамот… и где теперь они покоятся с миром».
Он также высоко оценил крепкие отношения между Израилем и Венгрией и вклад этой еврейской общины в мировую историю. Раввин Шломо Кёвес, главный раввин EMIH-Венгерского еврейского альянса и посланник движения «Хабад-Любавич», сказал присутствующим, что «важно жить и изучать наши собственные традиции», и отметил, что эти две синагоги дадут евреям в Будапеште и Сентендре возможность сделать это. «Мероприятие посвящено будущему, но мы также должны гордиться нашими традициями», – сказал он.
Государственный секретарь парламента по национальному развитию, Янош Фонаги, который сам пережил Холокосте, сказал, что у него нет воспоминаний о том времени, когда был Холокост, и что Мемориал Обуви на набережной Дуная — это памятник, который «дал мне эти воспоминания». Он сказал, что родился в 1942 году, и «в моей семье не осталось никого, кто мог бы передать мне эти воспоминания», добавив, что большая часть его семьи погибла во время Холокоста. «У нас есть долг и ответственность помнить, уважать прошлое, но также и будущее». «Тора – это сердце евреев, это символ самой жизни», – сказал он, добавив, что это должно быть передано следующему поколению.
Для главного раввина Венгрии Баруха Оберландера эта церемония имела особое значение. Он с волнением вспоминал, как его отец, переживший Холокост, рассказывал ему о том, как он наблюдал за убийствами евреев на Дунае. Он добавил, что лишь поддельные документы его отца спасли его от той же участи. «Для меня большая честь быть здесь сегодня», – сказал он. «Мы передаем дух этих мучеников через эти Торы». Семья Клейн рассказала «Jerusalem Post», как их отец и брат были убиты на Дунае. Мистер Клейн, попросивший не называть его имени, был глубоко взволнован, когда опустился на колени, чтобы зажечь свечи у Мемориала Обуви в память о близких, которых он потерял. Оттуда они на нескольких автобусах отправились в Сентендре в сопровождении полиции.
Лидеры и члены общины танцевали на улицах маленького городка, когда Тора была внесена в недавно построенную синагогу. Местные жители с благоговением наблюдали, как танцующие двигались, останавливались, чтобы сфотографировать их, а некоторые даже выглядывали из окон, чтобы увидеть часть происходящего. Кёвес пошутил, что если раньше местные жители не знали, что там была синагога, то «теперь они знают об этом». Танцы и молитвы продолжались до вечера. А затем прозвучали звуки шофара, напоминающие о месяце элул, Рош а-Шана, и теме обновления.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.