Экс-глава спецслужбы "Натив" Яков Кедми в эфире ITON.TV рассказывают об истории появления репатриантов из Эфиопии в Израиле и анализирует причины приведшие к их нынешним бунтам и насилию. Ведущий Марк Горин.
М.Горин: -Гибель человека – событие печальное, его близким нужно соболезновать. Как это случилось, виноват ли полицейский, разберутся. Но почему выходцы из Эфиопии столь варварски отреагировали? У любого явления есть корни…
- Происходившее не случайно - репатриировавшиеся в 50-х годах из Северной Африки (не путать с приехавшими из Эфиопии в 60-х, - ред.) реагировали так же. Да, у всего есть корни.
Я.Кедми: Как появились здесь выходцы из Эфиопии? В Израиле знали, что там живут люди, исповедующие иудаизм и, возможно, связанные с еврейством этнически. Но появление здесь первых из них к сионизму отношения не имело.
В начале 60-х стали развивать химическое производство в Негеве. Условия тяжелые. Арабы, несмотря на привычность к жаре, работать «на химии» не хотели. Кто-то вспомнил об эфиопских «вроде бы евреях» по-африкански тоже привычных к жаре. Не государство, не Сохнут, а предприятие послало представителей в Эфиопию, где они отобрали и привезли в Израиль несколько десятков тамошних евреев для работы на химзаводе. К чему те, в силу исторического опыта (они же были сельскими жителями), оказались абсолютно не приспособлены. Рабочими они не стали, но остались здесь - началась «Алия из Эфиопии». Потом приехали их родственники, а американские еврейские организации учуяли золотую жилу для своей рекламы и финансирования. Израильские политики увидели в них электорат.
Я не хочу умалять их право на репатриацию, ее смысл и значение. Но… Каждая алия предполагала сионистское предназначение. А принимали приезжавших по сугубо прагматическим принципам: какую пользу можно из них извлечь? Началось это с алии из Северной Африки, демонстрировалось на алие из СССР-СНГ, но на алие из Эфиопии сказалось критически. Вдумайся: наибольший процент уголовников у нас составляют репатрианты из стран Востока, но практически никто из них дома преступником не был; еврейки там не были проститутками, а здесь – становились.
М.Горин: - Почему так произошло?
Я.Кедми: - Абсорбция ломает традиционные ценности. Но государство думало не о том, как помочь приехавшим подняться на новый уровень, а искало, как их использовать. Дело не в данном конкретном полицейском (сколь бы виноват он ни был), у которого, кстати, прекрасные характеристики. Проблема гораздо глубже. Перегораживали улицы и жгли машины молодые люди, родившиеся здесь.
А «русские»? Дома их дети почти все закончили бы ВУЗы, а здесь очень многие не получали аттестат зрелости. Только во втором поколении ситуация у них стала выправляться, сказалась заложенная культура страны исхода. У выходцев из Эфиопия такого не было. Здесь обсуждали только, какого размера кипу им надеть – загоняли скопом в религиозные школы, чтобы не оставалось сомнений в их еврействе. Количество их детей, бросивших школу было в те годы самое высокое в Израиле. Несмотря на раздражающие общество подачки, они в результате израильского школьного воспитания стали во многом деклассированным элементом. Вот за отношение к себе, как к людям третьего сорта, они мстили, творя эти безобразия. Их беда отразила происходящее не только с ними, но и всеми нами; происшедшее показало не только сформировавшиеся здесь негативные черты общины выходцев из Эфиопии, а качественный уровень всего израильского общества в целом, который привел к подобным явлениям в нашей любимой стране.
М.Горин:- И что?
Я.Кедми:- А ничего… Политики играют в свои игры: одни подзуживают протестующих, используя их против правительства, другие в предвыборном страхе потакают распоясавшейся шпане… Власти и полиция вместо того, чтобы обуздать погромщиков и хулиганов, пошли на попятную и только способствуют разгулу этого бандитизма. Даже такие уроки впрок не идут.
Беседу вел Марк Горин
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.